Правила безбилетного полета

Вчера опубликованы новые правила авиационных перевозок, которые вступят в силу 20 октября. Они, как заявили в Росавиации, направлены на усиление ответственности авиакомпаний перед пассажирами в случае задержек рейсов и других технических проблем. По новым правилам утеря пассажиром авиабилета не является основанием для отказа в посадке на его рейс. Кроме того, при задержке рейса перевозчики будут обязаны кормить и поить пассажиров.

Пассажирам повышают страховые выплаты

Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам на заседании в среду рекомендовал принять в первом чтении поправки в Воздушный кодекс, направленные на повышение страховой защиты пассажиров воздушных судов. В законопроекте определены объекты, подлежащие страхованию, страховые риски и минимальные размеры страховых сумм. На внутренних рейсах в отношении ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, — не менее 2 млн. рублей на каждого пассажира воздушного судна; за вред, причиненный багажу пассажира, — не менее 600 тысяч рублей за каждый килограмм багажа; за вред вещам, находящимся при пассажире, — не менее 11 тысяч рублей на каждого пассажира.

В отношении международных воздушных перевозок размер страховой суммы не должен быть менее размера, предусмотренного международными договорами РФ или законодательством соответствующего иностранного государства. Страховая выплата в случае смерти пассажира воздушного судна не может быть менее чем 2 млн. рублей на каждого пассажира воздушного судна. При этом осуществляется предварительная выплата в размере 10% от минимальной страховой выплаты.

В настоящее время размер вреда в случае смерти пассажира определяется как доля заработка (дохода) умершего, которую получали или имели право получать его родственники на свое содержание при его жизни. Если пассажир не имел самостоятельного заработка, его родственникам возмещается только моральный вред. При этом деньги выплачивались только после установления причин катастрофы и определения судом размера убытков или размера морального вреда, то есть не ранее чем через шесть месяцев после катастрофы, а на практике через год и более.
Впрочем, юристы, специализирующиеся на защите прав потребителей, отмечают, что в новом документе не предусмотрено никаких санкций за нарушение его положений, поэтому непонятно, что заставит перевозчиков соблюдать новые правила. Авиакомпании утверждают, что давно работают по гораздо более жестким стандартам, которые им диктуют рынок и членство в международных альянсах. Санкции может заменить новый порядок лицензирования авиаперевозок, который даст возможность отзывать лицензии на выполнение полетов на тех или иных направлениях. Росавиация предлагает пассажирам активно жаловаться на нарушения их прав и уверяет, что при накоплении критической массы жалоб лицензия у авиакомпании-нарушителя будет отозвана.

Приказ Минтранса об утверждении новых правил воздушных перевозок касается в первую очередь таких больных для авиапассажира вопросов, как задержка рейса и потеря билета. Действующие пока правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях были утверждены приказом Министерства гражданской авиации СССР в 1985 году. Некоторые положения этого документа не соответствуют международной Варшавской конвенции, к которой Россия присоединилась позже.

Читайте также  "Туда едут ответственные люди"

По старым нормам пассажир, потерявший билет, лишается права на полет и на возврат денег. Теперь же, «если будет установлено, что договор воздушной перевозки пассажира действительно был заключен, перевозчик обязан доставить человека до места с соответствующим оформлением билета», — пояснил глава Росавиации Евгений Бачурин. Но, главное, в случае задержки и изменения маршрута рейса по любым причинам — по вине перевозчика или в случае неблагоприятных метеоусловий — авиакомпания обязана обеспечить пассажиру ряд дополнительных бесплатных услуг. В соответствии с пунктом 99 новых правил пассажиру с ребенком до семи лет должна быть предоставлена комната матери и ребенка, а в случае ожидания рейса более двух часов пассажиру предоставляется возможность сделать два телефонных звонка или отправить два сообщения по электронной почте. Кроме того, пассажиру должны предоставить прохладительные напитки, при ожидании более четырех часов — регулярное горячее питание, после шести — восьми часов — размещение в гостинице и доставка туда транспортом аэропорта. Гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы. Право на эти услуги дается пассажирам как регулярных, так и чартерных рейсов.

Авиакомпании новыми мерами не удивлены, наоборот, подчеркивают, что законодательство, как это бывает, снова отстало от жизни. «Правила оказания услуг, в соответствии с которыми работают передовые авиакомпании, диктуются рынком и международными нормами. Для «Аэрофлота» таковыми являются его членство в IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта. — «Газета») и альянсе SkyTeam, — рассказали корреспонденту «Газеты» в «Аэрофлоте». — Они подразумевают более жесткие требования по качеству услуг. Так, новые правила обязывают перевозчиков предоставлять горячее питание после четырех часов задержки рейса, а «Аэрофлот» делает это уже через три часа. Авиакомпания почти полностью перешла на продажу электронных билетов, поэтому вопрос восстановления проездного документа для наших пассажиров теряет остроту. Практически все требования новых правил выполнялись авиакомпанией и раньше, за исключением, может быть, некоторых нюансов. В частности, мы предоставляли один звонок и факс, но без проблем заменим его и-мейлом».

В AiRUnion отметили, что работают в соответствии с собственными стандартами оказания услуг, которые жестче федеральных правил. В частности, горячее питание предоставляется после двух с половиной часов. «Новые нормы не ужесточают для нас правила работы, а делают более упорядоченными», — сообщили корреспонденту «Газеты» в альянсе.

Как показывает практика, далеко не все утверждения российских авиаперевозчиков выдерживают проверку. Это, в частности, касается перехода на электронные билеты. К 1 января 2008 года эта услуга должна предоставляться всеми авиакомпаниями. Однако тест «Газеты» показал, что даже крупнейшие из них абсолютно не готовы к переходу на e-tickets.

Дело добровольное

Механизмов привлечения к ответственности перевозчиков, не выполняющих федеральные требования, в документе практически нет. «Как видно из новых правил, дополнительные обязанности у перевозчика появились, но наказания за их неисполнение министерство не предусмотрело», — говорит старший юрисконсульт юридической службы Федерации правовой помощи потребителям Алексей Монахов. Например, закон «О защите прав потребителей» предусматривает несколько видов неустоек и штрафов. Не исключено, что новые правила будут уточнены после «полевых испытаний». «Пространность норм дает широкое поле для толкования, — продолжает юрист. — Например, предусмотрено, что пассажир имеет право на два телефонных звонка, но продолжительность таких звонков не указана». По словам Монахова, если специальной ответственности нормой не определено, следует руководствоваться общим порядком возмещения убытков вследствие нарушения права. При отказе в предоставлении услуг из перечня нужно зафиксировать этот факт, приобрести услугу или товар за свои деньги, а потом потребовать с перевозчика возмещения стоимости. На практике доказательство строится на показаниях свидетелей (авиакомпании не любят принимать письменные заявления и ставить отметки о приеме), видеозаписи, аудиозаписи (общение с представителем перевозчика), фотографии, в том числе цифровые.

Читайте также  Авиация помогает Китаю бороться с лесными пожарами

Как пояснили корреспонденту «Газеты» в Росавиации, пассажир имеет право пожаловаться на непредоставление авиакомпанией услуг по специальной горячей линии по телефону 155-53-73, а также подать в суд. Жалобы, принятые по этому номеру, будут анализироваться, и при накоплении их критической массы авиакомпания может лишиться права оказания услуг на определенном направлении.

Здесь логическим дополнением и развитием новой системы контроля транспорта станут новые правила лицензирования международных перевозок, которые Минтранс планирует утвердить в ноябре. Как заявил вчера Евгений Бачурин, Росавиация разработала правила доступа авиаперевозчиков на международные рынки. Они позволят отзывать лицензии на отдельные направления в случае, если компании нарушают правила перевозок, в частности, регулярности рейсов. «Сегодня действуют маршрутные лицензии, которые по закону почти невозможно отозвать. После введения новых правил лицензии могут быть приостановлены или отозваны по каждой отдельной линии», — сказал он. Правила лицензирования, которые будут распространяться и на чартерные международные перевозки, Росавиация планирует использовать уже по итогам лета 2007 года. По словам Бачурина, некоторые авиакомпании допустили ряд нарушений, в частности, «уровень задержек рейсов у них оказался выше среднего».

Что бы вы изменили в российской гражданской авиации?

Виктор Глухих, член комитета Совета федерации по промышленной политике, президент Международного конгресса промышленников и предпринимателей

Умный человек всегда начинает со структуры управления. Правда, трудно сказать, насколько структура управления сегодня может быть действенна для улучшения работы авиапрома. Если есть желание что-то менять, то сначала нужно понять, как та или иная система воспримет перемены. А если мы сами не будем понимать, чего хотим, то перемены будут невозможны.

По-моему, изменения в одном лишь авиапроме не решат всех проблем. Нужна нормальная промышленная политика, а если бизнес гребет в одном направлении, а создаваемые госкорпорации — в другом, то вряд ли что-то положительное получится.

Наталья Крачковская, народная артистка России

Надежность надо повышать. Когда сообщают, как там и тут разбиваются самолеты, летишь и думаешь: какой же лотерейный билет ты вытащил — счастливый или наоборот? Если происходит катастрофа, то люди, разрешающие летать на старых самолетах, практически оказываются убийцами.

Читайте также  Около 120 тыс. иностранных туристов отказались от поездок в Южную Корею из-за коронавируса

И уж очень неудобные места, сиденья: идет погоня за тем, чтобы вместить как можно больше пассажиров, но чувствуешь себя очень некомфортно. Современные самолеты в худшую сторону отличаются от предыдущих: там хоть как-то можно было ноги вытянуть, а в этих, особенно людям с длинными ногами, мука.

Что толку, что мы покупаем Boeing? Вы посмотрите, на кого там места-то рассчитаны — на лилипутов, что ли… Я полный человек, но ведь и когда нормальные люди садятся, тоже восклицают: «Господи, а куда же ноги девать!» Вместо покупки Boeing лучше бы делали наши — и поширше!

Гаджи Махачев, первый зампред комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций (фракция «Единая Россия»)

Я провожу в самолетах больше времени, чем любой заслуженный летчик. Проблемы возникают из-за недостатка элементарной человеческой культуры: если перед пассажирами бизнес-класса стюардессы разве что не порхают, то людей в экономклассе почти не замечают. А ведь самолет один и тот же, и все пассажиры — граждане России. Если кто-то приобретает широкое кресло для одного своего большого и теплого места и для питания, это же не значит, что другие, простые рабочие или служащие, не люди.

А однажды я и сам бизнес-классом летел в США. Хочу лечь — не работает кресло. Заплатил такие деньги, а 14 часов пришлось сгорбившись сидеть в экономклассе. И это, между прочим, был не «Аэрофлот». Но наши граждане заслуживают и внимания, и того, чтобы летать на новых отечественных самолетах.

Анатолий Корнуков, главнокомандующий ВВС в 1998-2002 годах, генерал армии

Как потребитель и гражданин я был доволен всем. И все же когда садишься в иностранный самолет, видишь, что там гораздо больше удобств. Так что в плане комфорта есть над чем работать. Рейсы продолжительностью два-три часа еще выдержать можно, а если девять часов до Владивостока, где я служил, то это очень изнурительно.

А перво-наперво надо повышать безопасность. Иной раз я как специалист смотрю со стороны на подготовку самолета и на то, какие экипажи приходят, и думаю: «А закончится ли мой полет сегодня благополучно?»

Уж не знаю, с похмелья летчики или нет, но какие-то они несвежие временами бывают. Когда у пилота горят глаза и он стремится в полет — это одно. Но когда он бредет, как на принудительную работу, — другое. Они же стремятся выполнить нормы налета, иначе им зарплату платить не будут. Вот и не отдыхают нормально.