Упавший Boeing выкатывают из архива

Следственные органы возобновили расследование по факту падения Boeing-737 в Перми в 2008 году. Жертвами катастрофы тогда стали 88 человек. Источники в правоохранительных органах говорят, что следствие могло быть возобновлено по инициативе родственников командира судна, которого следствие считает виновным в катастрофе. Адвокат Игорь Трунов считает, что ответственность понесли не все причастные к катастрофе.

Главное следственное управление СКР возобновило уголовное дело по факту катастрофы Boeing-737 в Перми 14 сентября 2008 года, в результате которой погибли 88 человек. Об этом вчера рассказал адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы потерпевших. Как пояснил господин Трунов, он получил копию документов о возобновлении уголовного дела, подписанного одним из заместителей председателя СК РФ. По его данным, срок следствия продлен до 15 февраля. «Что конкретно стало поводом для возобновления расследования, я не знаю, — говорит адвокат, — возможно, дело было возобновлено на основании одной из жалоб, поданных ранее». Источники в правоохранительных органах говорят, что расследование могло быть возобновлено по инициативе родственников командира экипажа воздушного судна Родиона Медведева, которого следствие считает виновником катастрофы.

Напомним, уголовное дело по факту нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшего по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ), впервые было прекращено в феврале 2010 года в связи со смертью виновного лица. Тогда следствие согласилось с выводами межгосударственного авиационного комитета (МАК), согласно которым лайнер разбился из-за потери экипажем, прежде всего командиром воздушного судна Родионом Медведевым, пространственной ориентации. Господин Медведев резкими несоразмерными движениями штурвала ввел самолет в интенсивное левое кренение, в результате чего воздушное судно перевернулось и упало. Также в ходе экспертизы останков КВС было установлено, что в организме господина Медведева содержался алкоголь.

Читайте также  Пассажир авиарейса Ашхабад - Бирмингем скончался в аэропорту Волгограда

В апреле 2010 года постановление о прекращении дела было отменено. Следователю Николаю Ущаповскому были даны указания провести дополнительные следственные действия и дать правовую оценку действиям лиц, допустивших командира воздушного судна к управлению самолетом, а также действиям работников, осуществлявших предполетный медицинский осмотр. В сентябре прошлого года уголовное дело было прекращено по тем же основаниям.

14 июля 2011 года Конституционный суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ нормы УПК, позволяющие прекратить уголовное дело в связи со смертью подозреваемого без права на его реабилитацию. После внесения изменений у родственников подследственных появилась возможность требовать завершения расследования уголовного дела в целях доказывания невиновности умерших. Тогда появилась информация, что инициировать возобновление расследования намерена вдова погибшего КВС.

Вчера Игорь Трунов заявил, что оспорил в Верховном суде ряд документов, регламентирующих деятельность МАК, так как считает их незаконными. По словам господина Трунова, сегодня МАК представляет собой «суперведомство», которое фактически определяет виновных в катастрофах, следствие участвует в этом процессе достаточно формально. «МАК одно­временно является международной организацией и органом государственной власти РФ, — говорит господин Трунов, — его работники обладают дипломатическим иммунитетом, их действия нельзя оспорить в судебном порядке». Адвокат считает, что выводы многих расследований комитета можно подвергнуть сомнению. Что касается уголовного дела о катастрофе Boeing в Перми, то Игорь Трунов считает, что следствие так и не дало надлежащей оценки действиям лиц, отвечающих за нарушение режима труда и отдыха пилотов, техническое состояние самолета, а также обучение погибшего экипажа.

Опрошенные «Ъ» родственники погибших говорят, что о причинах возобновления уголовного дела им ничего не известно. Так, один из потерпевших Валерий Севастьянов сообщил, что лично он документов о возобновлении предварительного следствия по делу не видел. «Мы вообще мало что знаем о ходе расследования, с материалами нас никто не знакомит», — пояснил он. Господин Севастьянов считает возобновление расследования правильным шагом. «Нужно разобраться во всех обстоятельствах дела досконально, — говорит он, — необходимо понять и позицию родственников погибших пилотов, которые тоже заинтересованы в установлении истины».